http://www.co627.ru/index.php/20-novosti/1452-trimestrovoe-obuchenie-za-ili-protiv
Альтернативный режим был разработан советскими учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад.
Педагоги и родители очень хорошо знают, как резко снижается здоровье наших детей, стоит им пойти в школу. Медики, как оказалось, тоже думают об этой проблеме. В середине прошлого века исследования зарубежных ученых показали, что работоспособность учащихся существенно снижается после 5-и недель учебных занятий. Именно поэтому и была предложена альтернативная структура учебного года, предполагающая регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.
На то, что «традиционная» структура учебного года далека от совершенства, впервые (33 года назад!) указал профессор С. М. Громбах в 1975 году. Он писал об этом на страницах журнала «Советская педагогика». А за последнее время из-за увеличения школьных нагрузок эта ситуация ещё обострилась.
После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье.
Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова Марина Исааковна отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психоэмоциональное состояние учащихся оказалось более устойчивым. Таким образом, регулярное чередование учебы и каникул положительно сказывается как на здоровье
Некоторые дети после каникул долго не могут настроиться на учебу. Даже взрослым после отпуска необходимо время, чтобы включиться в работу. Так что, еще не известно, большее число каникул – это благо или нет. А для оздоровления детей можно и нужно принимать меры. Можно построить учебный процесс так, чтобы нагрузка на детей распределялась равномерно, чтобы они меньше уставали. Расписание формировать так, чтобы более серьезные предметы чередовались с более легкими. Большое значение имеет физкультура. Немаловажным они считали и психологический аспект перехода на триместровую систему обучения. Кроме этого, отсутствовало в достаточном количестве информация о влияние триместров на здоровье учащихся.
Функционирование школы в новом режиме было связано также с реализацией целевой комплексной программой «Служба здоровья». Переход на новую систему обучения для педагогического коллектива не вызвал никаких организационно-технических трудностей, т.к. московское образование имеет долголетний опыт триместрового обучения. Сравнив традиционные четверти, полугодия и триместры, мы пришли к выводу, что в отличие от четвертей (первые две четверти были по два месяца, третья – очень длинной, а четвёртая из-за большого количества выходных и праздников в мае – короткой), учебный год при триместровой системе будет делиться на три равных промежутка времени.
Количество недель в школьных каникулах осталось прежним. Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна, – рассказала ''Известиям'' заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Марина Степанова. – В основном – из–за длинной третьей четверти, которая приходится на самое неблагоприятное время года, при этом материал дети изучают очень сложный. В результате ярко выраженное утомление у школьников к началу весенних каникул даже превышает утомление в конце учебного года. У нас есть даже такое понятие — синдром третьей четверти. Она длится целых 10 недель, и дети заканчивают ее совершенно измотанными. При расписании ''пять недель учебы – неделя отдыха'' дети меньше болеют, а нередко и лучше учатся.
Начиная с 2005 года, многие школы перешли на систему организации каникул по системе «5 недель учимся, шестую - отдыхаем». Идея каникулярного преобразования относится к 90-м годам, можно сказать, что она возникла на волне либерализации образования. Согласно анкетированию учащихся, проведённого в сентябре 2011 года, традиционный вариант каникул выбрали 18,8% учащихся, систему «5+1» - 83,5%. С точки зрения сохранения здоровья, снижения перегрузки, переутомления обучающихся новая система обучения и каникул дают свои плоды и результаты. Меньше стало обучающихся некомпетентного вида, равномерно распределяются силы, учащиеся не только плавно входят в учебный триместр, но и без особого надрыва заканчивают его. По мнению обучающихся обучение по триместрам позволяет:
15,2% - меньше уставать в течение триместра;
40,5% - достаточно времени, чтобы «подтянуть» отдельные предметы;
11,4% - снижает нагрузку и переутомление;
20,3% - учебный год делится на равные промежутки времени, что способствует снижению школьной тревожности и напряжённости;
40,0% - возвращаясь с каникул внутри триместра, можно с новыми силами более качественно закончить триместр.
Говоря о плюсах новой системы, с точки зрения учителей, следует отметить следующее:
во время каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности перед окончанием триместра;
увеличивается накопляемость оценок у обучающихся (при традиционной системе максимум 2-3 оценки при одном часе в неделю), что повышает объективность выставления оценок за триместр;
педагогам удобно выставлять оценки. Раньше учитель, который ведет в классе один урок в неделю, не всегда мог выставить хотя бы одну оценку каждому ученику. А теперь за три месяца это сделать значительно проще;
переход с четвертей на триместры для педагогов означает, что одним отчетом у них будет меньше;
выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру: если оценки, набранные учеником за год, выглядят как ''5, 5, 4'' – естественно, напрашивается итоговая ''пятерка''. В отличие от ''5, 5, 4, 4'', когда педагогу приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также перепадает меньше стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не поспоришь;
в случае отсутствия учителя по болезни, имеется запас времени, когда педагог преодолевает отставание по программе;
оптимальное сочетания учебной работы и отдыха.
У системы есть и недостатки:
если кроме обычной школы ребенок занимается, скажем, в музыкальной или художественной, то фактически полноценно он отдыхает всего один раз – в новогоднюю неделю, когда традиционные и триместровые каникулы совпадают. В остальное время он где-то, да учится;
расписание детских праздников и театральных представлений также рассчитано на обычный учебный график;
пожалуй, ещё один минус — после недели каникул детей сложно вновь втянуть в учебный процесс;
и ещё один очень важный и серьёзный минус – это неготовность школы перейти на модульную систему, что предполагает проведение уроков парами, тогда детям нужно будет готовить домашнее задание не по шести, а по трем предметам.
Плюсов гораздо больше:
Во-первых, этот режим лучше соотносится с биологическими ритмами человека. Ведь известно, что каждые пять-шесть недель людям требуется смена деятельности. В нашем случае учеба сменяется отдыхом и различными культурно-массовыми мероприятиями, которые мы стараемся провести именно в каникулы.
Во-вторых, можно без толчеи и очередей ходить в музеи, кинотеатры, театры, выезжать за город — ведь каникулы в других школах проходят в другое время. Считаем, что при новой системе ученики лучше учатся и имеют возможность больше отдыхать. Но совсем не обязательно, чтобы они во время каникул бездельничали. В школе в это время должны проводиться консультации, так что ребята могут прийти и позаниматься дополнительно, особенно, если чувствуют в этом необходимость и если у них есть такое желание.
Но, видимо, плюсы триместров перевешивают – пока в Москве ни одного случая, чтобы школа, попробовав новую систему, вернулась к старой, не зафиксировано.
Учащиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:
каникулы чрез 5 недель с триместровой аттестацией дают возможность лучше систематизировать занятия, больше времени остается на то, чтобы «подтянуться», сделать реферат, триместровую работу;
появилась возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра, чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода;
то, что всегда знаешь, когда каникулы и аттестация, дает внутренний настрой, большую четкость и ясность;
общего времени отдыха становится на несколько дней больше;
организм привыкает к чередованию работы и отдыха в определенном ритме.
Родители считают:
что дети стали меньше болеть благодаря возможности физической и психологической разгрузки через каждые пять недель;
в связи с уменьшением количества аттестаций снижается стресс, вызываемый ситуацией оценки.
увеличивается число периодов отдыха для совместных семейных занятий (путешествия, совместный труд и т.д.).
Учителя находят триместровую систему:
более эффективной с точки зрения организации учебного процесса;
накапливается больше оценок для наиболее адекватной промежуточной аттестации;
можно планировать триместровые проекты;
каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги;
появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов, подведение итогов, снять напряжение учебного периода.