Это таинство совершается на исповеди. Верующий христианин называет священнику свои грехи — исповедует их с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твердым намерением не повторять этого впредь.
Слово "покаяние" имеет несколько иной оттенок, чем соответствующее ему греческое "метанойя" — "изменение ума". Покаяние — не просто сожаление о содеянном; в этом таинстве дается благодать, исцеляющая человеческие слабости.
В Церкви существует апостольское преемство — непрерывная передача благодатного дара на особое служение. Этот дар апостолы получили от Христа и передали тем, кто возглавлял первые христианские общины. Благодаря апостольскому преемству священники получают право отпускать грехи кающимся ("разрешать" — освобождать от вины в конкретном грехе) по обещанию Христа ученикам: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20.23). Тем не менее во время общей молитвы перед исповедью священник напоминает, что он лишь свидетель перед Богом — свидетель покаяния.
Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя — высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили (широкая лента, которую носит священник на шее) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.
Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.
Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей мирской мудрости "Не согрешишь — не покаешься") оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати. Отцы Церкви предупреждали, что в подобных случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву, Господь говорит: "А Я — осуждаю".
Иногда священник, совершающий таинство, видит, что кающийся должен яснее и глубже осознать корни тех грехов, которые представляют для него наибольшую в данный момент духовную опасность, нуждается в более глубоком покаянии. Тогда священник может наложить на него епитимию (от греч. "наказание") — церковное наказание, имеющее воспитательные цели. Для мирян это обычно чтение покаянных и иных молитв, определенное число земных поклонов, побуждающее помнить о совершенном зле, усиленный пост, отлучение от причастия на какой-либо срок и т. п. Епитимии за особо тяжкие грехи предусмотрены церковными канонами.
Подготовка :
Исповедь и Причастие требуют к себе особой подготовки и особого отношения.
По существующей традиции в эту подготовку входит трехдневный пост, подразумевающий воздержание от скоромной пищи (разрешается только растительная, если, разумеется, человек не имеет никаких тяжелых заболеваний), обязательное присутствие накануне дня Причастия за вечерним богослужением и исполнение установленного молитвенного правила. Правило это включает в себя три канона - Покаянный Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю - и Последование ко Святому Причащению (все это есть практически в каждом молитвослове). Читать его принято в день перед Причащением, или можно разделить его, прочитав каноны в первые два дня, а Последование ко Святому Причащению уже накануне Причастия.
На практике - в пятницу вечером в Свято-Троицком храме в Люберцах ( рядом с КО) служба начинается обычно в 17-00 , утром в субботу в 9-00 служба с исповедью и причащением .
КрошкаРу
Прежде причастия, если получится, можно несколько раз поисповедоваться. Это потому, что в первой исповеди трудно сразу все вспомнить из крупных грехов. Потом человек многие вещи не осознает как грех. Со временем будут вспоминаться и грехи помельче. Важный момент- с доверием отнестись к таинству, а результаты многие чувствуют сразу. Здесь нужно бы обсудить тему о поиске духовника, ведь исповедь и духовник-тесно связаны.
КрошкаРу
Я советую почитать литературу, есть "Правила построения исповеди", есть эта информация и на сайте "Православие и мир". Это только на первый взгляд кажется, что очень просто пересказать свои проступки, на деле гораздо трудней. Тут нужно эмоции привести в порядок и не бить себя пяткой в грудь, но пропустив всё через себя вновь и вновь, прочувствовать всю глубину греха и чётко изложить. Ещё полезно записать, хотя бы тезисно, что согрешено, для себя, чтобы не забыть разволновавшись. Я первые разы этого не делала, но потом поняла, что лучше написать. Конечно, не страшно, если что-то забудется, важно не сходить на исповедь в первый и последний раз. Нужно делать это регулярно, чтобы душа не засорялась. И знаете, все ответы священников на вопрос, как себя вести, как быть, звучат одинаково - будьте собой. От Вас никто не потребует доклада по форме, тем более, что с исповедью Вы идёте не к батюшке, а к Богу. Я когда пошла первый раз, так и сказала, что впервые и попросила помочь священника и получила самый тёплый приём. Главное, исповедь должна быть осознанной, прочувствованной, а не для галочки, это не очистительная клизма.
Да, не во всех храмах исповедь непосредственно перед причастием, там, куда я хожу, исповедь накануне вечером после службы, а в воскресенье с утра литургия и причастие. Сходите в храм, куда собираетесь идти и уточните.
Желаю Вам не свернуть с правильного пути и извините за многословность.
...немного к практической части. Если Вы исповедуетесь в первый раз, лучше это сделать не в выходной, когда очень много прихожан и построить исповедь обстоятельно намного сложнее (тем более в первый раз). Лучше придти, например, в будний день утром на литургию... лучше заранее, минут за 20 до начала (предварительно стоит узнать в Вашем храме расписание богослужений). Успеете освоиться, собраться с мыслями... В такие дни прихожан мало и Вы сможете более обстоятельно и спокойно исповедоваться.
Еще один момент - идите до конца. Будет очень много препятствий и чем ближе, тем больше и "серьезнее" будут причины не пойти, отложить, отказаться.
Я первый раз пошла в субботу после вечерней службы, да ещё накануне Сретения, просто в очередь встала последней. Кстати, сильнейшие переживания получила, пока дождалась своей очереди. Тоже полезно, по крайней мере для меня.
КрошкаРу
Да что Вы! Это всё происходит в отдалении, да и прихожане стараются подальше отойти, чтобы невольно не подслушивать. Это же Таинство, только Вы и Господь, священник как свидетель. В нашем храме исповедь за загородкой, условно говоря. В другом храме, где исповедалась перед всенощной на Пасху, просто исповедающиеся стояли почти рядом с алтарём, а очередь шагах в 20. Я очень повеселилась, когда мой сын недавно первый раз сходил на исповедь. Он меня просил выйти из храма, чтобы я не услышала один его какой-то ужасный грех. Потом правда увидел, как всё организовано и заметно успокоился.
Удачи Вам и не отступайте ни за что!
Далековато отсюда будет - в стольном граде Зарайске. Я просто туда к родителям езжу, ну и в храм там же хожу. Хотя чувствую, что это не совсем правильно, реже, чем нужно, да и на родителей время мало остаётся. Подумываю, чтобы начать ходить где-нибудь поближе к дому.
КрошкаРу , цитата:
Жаль, что нельзя всё просто в письме написать, чтобы батюшка прочитал
Вообще-то так делают, пишут подробно, отдают священнику, он всё прочитывает и задаёт уточняющие вопросы. Но мне лично кажется это не совсем правильным. Хотя могут быть разные обстоятельства, как говорится, не судите...
А я по книжечке, которая называется "полная исповедь"
Подскажите, кто автор? У меня есть хорошая книга "Детская исповедь, как помочь вашему ребёнку" Очень всё подробно разложено, я думаю, что вполне универсально, грехи ведь одни и те же, что у взрослых, что у детей.
Die Geheimnis
Почитала я ссылки и мне стало страшно, как никогда. Не видать мне спасения. На первый взгляд кажется, что нет такого описанноо греха, в котором я была бы не повинна! Попробую как Вы, описать подробно, хотя бы для себя, свои ещё не исповеданные грехи. Я-то думала, что всё страшное уже исповедала, а на самом деле.... Правда, как-то не по себе стало. Я так поняла, что книга Алексия Мороза есть в печатном виде? У меня принтера нет, так бы распечатала.
Есть исповедь, а есть Таинство Покаяния - исповедь- всего лишь часть его. Мало фиксировать свое согрешение, требуется еще и раскаяние- и это вовсе не эмоциональные порывы стыда и сожаления о содеянном,. Стыд и желание больше не повторять ошибок - естественное состояние любого нормального человека, и для этого то и верующим быть совсем необязательно. Поэтому и сожаление о нехорошем поступке и покаяние в грехах - далеко не одно и то же. Покаяние- намного глубже, и не ограничивается этим сожалением.
священник Александр
А что же такое покаяние?
как понять, сожаление ли это о совершенном посупке или покаяние?
По словарю Ушакова раскаяние - это
сожаление о совершенном дурном, неправильном, ошибочном поступке.
ПОКАЯНИЕ -Добровольное признание в совершенном проступке
А в википедии нашла о сущности покаяния:
Сущность покаяния
Греческое слово μετάνοια («покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов
Получается, если такая перемена внутри не произошла, значит, ты не раскаялся на самом деле?...
Только мне кажется, что, живя мирской жизнью, практически невозможно полностью произвести в себе эту "перемену ума, мыслей"
Те, кто так переменился, наверное, уже стремятся в монастыри, чтобы наиболее полно посвятить себя Богу...
А если все равно получается грешить, да еще в том же, в чем и раскаялся, то это же получается, что ты нарушаешь обещание, данное Богу. Как же быть?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах