Мнение о школе, читала давно, наткнулась случайно. Как вы считаете, все правда так плохо?
О школе в канун 1 сентября
О школе в нашей стране вспоминают два раза в год, первого сентября и на день учителя. Так что момент очевидно настал. Предвкушая наплыв рассказов о том, кто и как погано учился и омерзительно себя вел, хочу бросить и свои пять копеек в общий котел, но не с целью засыпать всех слезными воспоминаниями, этим я уже занималась два года назад, а желая рассказать, что из себя представляет это знакомое и не знакомое слово "школа". Заранее хочу сказать, что по-видимому будет не особо смешно и скорее всего длинно, потому тем, кто ждет школьных баек - велкам отсюда плиз, остальные предупреждены.
Начну с того, что компетентными в области образования считают себя если не все, то почти все. Объясняется это достаточно легко, все рано или поздно обзаводятся детьми и осуществляют педагогическую деятельность в так сказать любительской форме, те же кто своих детей не имеет, все равно когда-то получил опыт общения со школой и думает что знает эту кухню изнутри. Этот факт кстати объясняет почему школа во все времена была критикуема в любой стране. Попробуйте лежа на операционном столе поучить хирурга как ему следует держать скальпель, вырезая вам, да все что угодно - хоть гланды, ясно, куда он вас пошлет и как разрежет. В образовании же часто можно встретить дикие "рекомендации" родителей и просто сочувствующих о том, как и что учителям нужно делать. С них и начнем.
Часть 1. О русском учителе.
Очевидно, что учителя наши далеко не идеальны и порою вытворяют бог весть что, обладая дипломами, разрядами и квалификационными категориями (кстати о них позднее). Спорить не буду, хороших учителей, так же как и хороших врачей и любых хороших специалистов крайне мало, как хороших и умных людей в принципе. Примеров полно, из наблюдаемого лично мною, навскидку в голову приходят два. Учительница третьего класса жаловалась, что у нее в классе из 5!!!!! человек 4 олигофрена, а на открытом уроке она полчаса заставляла детей понять, что цифра 23 состоит из двух чисел 2 и 3. В начальной школе, вывешивая на доску картинку, на которой нарисовано, как лыжник едет со снежной горы, его шарф развивается, а вдали стоит снеговик, 90% учителей задает первый вопрос: «Какое время года изображено на картинке?» Неужели они думают, что кто-то ответит ЛЕТО? Можно продолжать долго, и про учителя географии, который упрел пытаясь доказать, что Уральские - вовсе не горы, и оказалось, что он отстаивал свое личное мнение и про учительницу нацменку, которая преподавая русский язык, сама как в анекдоте писала соль и фасоль без мягкого знака а тарелка и вилка с ним, да нет смысла. Пробуем разобраться, как мы дошли до жизни такой.
Сперва давайте сообразим, кто на сегодняшний момент работает в школе. Первая категория – около- и за-пенсионные дамы, которые Хрущева не застали, но Брежнева помнят молодым. Моя мать, которая прорывалась с боями то ли в МИФИ, то ли в МФТИ, вспоминает, что в конце 60-х начале 70-х профессии экономист и учитель были настолько непристижными, что в учителя шли все те, кто учился в школе на тройки и двойки, и конкурса в подобные вузы вообще практически не было. С экономикой у нас все ок? Делайте выводы. В то же время зарплата по тем временам была вполне сносная, отпуск 2 месяца, причем исключительно летом, что было большой роскошью. Кстати это не самый плохой контингент, потому как в союзе педагогическое образование было весьма достойным, а деваться после выхода на пенсию им особо некуда, за место они держатся, да и работать хорошо многие привыкли. К следующей категории относятся женщины в возрасте 35-45. Их мотивы прямо противоположны. Одни, обладая крепким тылом, работают в удовольствие, принося в дом копейки и делают это в основном для того, чтобы свой ребенок был под присмотром (бедные дети, чьи матери работают в той же школе!) Это имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны некоторым из них наплевать на все, потому как от их усердия материальные выгоды минимальны, с другой - оставшиеся, по тем же причинам, всю душу вынут из ученика только ради любви к искусству. Те, у кого финансовые проблемы, представляют самую неприятную категорию учителей. Они хватают все часы, которые могут урвать, причем если им предложить после уроков мыть пол, многие согласятся. Они готовы удавиться за 100 рублей. Некоторые оборзели до такой степени, что на собраниях открыто заявляют родителям, что «скоро зима, а у них нет теплого пальта», телевизор сгорел, сын поступил в платный институт и далее по списку. Не дай бог вашим детям оказаться у такой мрази в выпускном классе. Хотя и в первом не желаю. Учительница, запах изо рта которой утром в понедельник мог рассказать о многом опытному человеку, стабильно опаздывала на 2 -3 урока при этом всем ученикам на свой день рождения расписала, какие подарки она хочет, не говоря уже о том, что им одеть, чтобы ей было максимально приятно. О какой любви к школе может идти речь у ребенка такого первого класса? Даже если подобные учителя в открытую не вымогают денег, то сумасшедшая нагрузка по 40 часов в неделю, то есть по 8 уроков в день, делает из них загнанных лошадей. Представьте, что сперва у такой тети урок в пятом классе, потом в седьмом, потом по другому предмету в шестом. На пятом сама проверяла - крышу сносит конкретно, о нормальной подготовке речи уже не идет, а, войдя в автобус, одна из таких учительниц сказала пассажирам: «Здравствуйте, садитесь!». Следующая категория – переквалифицировавшие инженеры, сталевары и доярки. С ними неоднозначно, потому как некоторые действительно почувствовали свое призвание и желание поделиться своими знаниями с молодежью, другие будучи сокращенными с различных предприятий решили, что школа их тоже выдержит. На таких насмотрелась вдоволь. Один бывший сотрудник первого отдела был даже моим начальником, причем сексотствовать он продолжал даже в учебном заведении, через месяц доведя здоровый коллектив до трясучки подслушиваниями, подглядываниями, сталкиванием лбами, подозрениями и очными ставками. Особое удовольствие ему доставляло рытье в сумках, просматривание телефонных книжек, и передача в извращенной форме увиденного директору. После чего мы с удивлением выясняли, с кем мы спим в аудиториях после занятий и прочие прелести. На то, чтобы все разбежались ему хватило примерно полгода. О преподавании речи не шло, дети его ненавидели, в технике он вообще не разбирался, увидев скринсейвер, принял его за вирус, с криками летел по коридору, забегая во все двери, включая бухгалтерию и женский туалет и орал, что его сотрудники сволочи сломали компьютерный класс. Переходим к мужчинам. О том, что их крайне мало в школе говорят достаточно, так же можно часто услышать, что мальчиков воспитывают преимущественно истеричные женщины, учитель труда – непозволительная роскошь. Все верно, но осмелюсь поделиться своими наблюдениями за студентами педвуза. За время учебы в голодном женском коллективе большинство из них, не дойдя до школы, приобретают чисто женские черты, истерят на экзаменах хуже баб, сплетничают, слащавеют, становятся жеманными и вальяжными, как провинциальные клуши, не удивлюсь, если многим из них в кошмарах снится, что у них размазалась тушь и порвались колготки. В итоге ощущают себя вполне слабым полом. Теперь о молодежи вообще. Дай бог здоровья мальчикам и девочкам, которые наплевав на отсутствие денег, опыта и враждебность коллег приходят работать. Далее приходится наблюдать, как в большинстве школ их просто начинают жрать все вышеописанные типы. Дают самые неудачные часы и классы, унижают да и много чего еще. Естественно молодежь все делает неправильно (об их подготовке поговорим отдельно), денег платят мало, нагрузка большая и единственными противовесами могут оказаться удовольствие от общения с детьми, результат работы, который в школе проявляется почти сразу и возможность ежедневно а то и ежеурочно принимать собственные решения и если за пару лет все эти плюсы не появятся, глаза такого молодого специалиста постепенно потускнеют и наша родина приобретет еще одного скучного заурядного менеджера.
Часть 2.
Школа начинается с вешалки.
Поговорим о самом устройстве учебного заведения. Материально-техническое обеспечение школ оставляя желать много лучшего, но по крайней мере в крупных городах выходит на примерно одинаковый средний уровень. По опрометчивым некомментируемым заявлениям министра образования и науки каждая школа в скором времени (к 2007 или 2010 г. боюсь ошибиться) должна быть подключена к Интернету (берегись удавком!) Это означает, что по крайней мере один компьютер в ней да будет. В то же время каждый, кто отправлял ребенка в первый, а то и другой какой класс знает, что примерная плата за такое удовольствие стоит от 300 уе. Ясно, что все это абсолютно незаконно и полулегально. Один из родителей попросил директора написать расписку, что деньги им получены, тут же ребенок был записан, а от вливания директор отказалась. Аналогично дело обстоит с репетиторством. Когда в мою студенческую юность директор, которому одна из мам вполне прилично накатила, попросил меня за мизерную денежку позаниматься с учащимся, его зам тут же нашла в одном из кодексов статью, согласно которой учитель не имеет права в стенах своего учебного заведения заниматься дополнительно со своими учениками. Поэтому и меняются двоечниками Тамара Ивановна с Антониной Петровной.
Административное устройство учебного заведения достаточно сложная штука, подчиняющаяся практически всем законам управления вообще, о чем в нашей стране, прямо скажем, долгое время забывали. В итоге мы часто сталкиваемся с тем, что директорами становятся случайные люди, далекие от образования хозяйственники и управленцы не имеющие представления о том, что такое процесс обучения или бывшие завучи, которые прекрасно знают внутришкольную кухню, но за деревьями совершенно не видят леса, умея прекрасно составлять школьные документы и навешивать люли нерадивым ученикам не понимают принципов управления, неспособны мыслить глобально, стратегически. Хуже, когда приходят абсолютно случайные люди, не понятно по какому блату дорвавшиеся до школы, начинают они как правило с того, что сперва разрушают всю систему, а потом создают нечто кособокое, не имеющее отношения к системе образования в принципе. Таких отличить достаточно легко, как правило они не могут внятно объяснить свои цели, закатывают глаза и с придыханием несут абсолютный бред, перемежающийся словами инновация, личностно-ориенитрованное обучение, методология, воспитательная система, модульное обучение, образовательные и воспитательные технологии и т.п. Напоминаю, что просто та залог успеха где бы то ни было и особенно в педагогике, где на протяжении столетий выживают только прозрачные идеи, которые можно объяснить любому «на трех пальцах». Классический пример – классно-урочная система, которая существует с 17 века и ничего более гениального человечество, не смотря на многочисленные потуги, не уродило.
Спвсибо, что успокаиваете. А то сын в этом году в школу пошел, переживаем... Хотя у подруг негативный опыт уже появился. Одна училка детей за невнимательность наказывает, заставляет вчерашнего дошкольника стоять перед классом и смотреть как другие дети занимаются. За неделю ребенок уже два раза стоял
У другой, в продленке гестаповка какая-то работает, гулять не водит, по классу ходить не дает. Все время после уроков до прихода родителей дети сидят
Эти школы находятся не в Кожухово, они в Измайлово.
не переживайте раньше времени. я училась в трех школах.. и везде все было нормально. такие случаи наверняка исключение, а не закономерность. так что все в порядке будет=) не волнуйтесь
и в группе никто не жаловался на учителей. все нормальные школы были..вот..
ну просто на зарплату учителя идут люди или очень любящие детей..или те, которым больше ничего не остается, как идти в школу..потому такие ситуации и случаются..=( а все потому что государство нифига не спонсирует. тупыми людьми проще управлять.
Все идет к тому, что выпускники педвузов отрабатывают год-другой и уходят работать в коммерческие структуры!!! На выходе мы имеем женщин предпенсионного или пенсионного возраста. В общем, ничего хорошего не будет...
А то сын в этом году в школу пошел, переживаем... Хотя у подруг негативный опыт уже появился. Одна училка детей за невнимательность наказывает, заставляет вчерашнего дошкольника стоять перед классом и смотреть как другие дети занимаются. За неделю ребенок уже два раза стоял
У другой, в продленке гестаповка какая-то работает, гулять не водит, по классу ходить не дает. Все время после уроков до прихода родителей дети сидят
Во напугали!У нас старший тоже первоклашка,пока только хорошие отзывы о школе.Но как-то настораживает всё это.
Часть 4.
Светлое будущее. Учителей готовят в педвузах. Это всем известно. Ежегодно на каждого учителя из кармана государства выбрасывается некая сумма, которая конечно меньше, чем во Франции или Германии, но если умножить на общее количество студентов всех учебных заведений в нашей необъятной стране, то получится довольно звучная цифра. Какой процент из бывших студентов попадает в школу? Правильно, ничтожный. То есть в целом система работает вхолостую. С другой стороны может быть и хорошо, что до школы доходят единицы, потому что представьте на минуту, что будет, если работать возжелают 100% выпускников? Вместе с тем, какого-либо профотбора, скажем, как в авиации не существует, и в школу попадает кто угодно, с любыми психическими заболеваниями вплоть до сексуальных отклонений. Но чаще всего, будущий учитель просто не обладает необходимыми для профессии качествами, а идет в вуз, потому что больше никуда не взяли, а сапоги в военкомате уже приготовлены или из каких-то других, не относящихся к профессии соображений, скажем дешевизне платного отделения.
Система подготовки парадоксальная – много теории и мало практики. Представьте, что речь идет о хирурге или пилоте, который самолета в глаза не видел! Скажем, в Германии последние три года обучения студент проводит в школе, работая наравне с другими учителями, и никогда не получит диплом не пройдя эту ступень. Система оплаты преподавателей в Москве у меня лично вызывает слезы, потому как государственный вуз оплачивается по России и все муниципальные надбавки, скрашивающие жизнь столичного учителя, работников высшей школы не касаются. Бывает, что работающий студент имеет более высокую зарплату, чем его преподаватель, причем иногда в несколько раз. Многие, достаточно владея предметом, преподают его так, что, глядя на их мучения у доски, хочется удавиться в молодости, что естественно не добавляет рекламы профессии. Преподаватели педвуза имеют не менее смутные представления о школе, чем их студенты, потому как были там последний раз еще во времена своей практики. Не буду пытаться анализировать научные статьи, которые большинство из них пишет, ибо бред анализу не поддается. Многие из них читали специальную литературу и написали свои лекции, еще учась в аспирантуре, и с тех пор их даже не перечитали ни разу, а те из вас, кому приходилось много говорить готовый заученный текст, знают, что думать в этот момент можно обо всем, о чем угодно. Молодые преподаватели еще безграмотнее, чем их старшие коллеги – кто кого учил? Понимаю, почему высшую педагогическую школу вот уже много лет хотят разогнать к чертовой матери! Развалить то можно, но лучше то все равно ничего нет.
В принципе можно продолжать список, рассказывая о школьных учебниках, системе внешкольного образования и досуговой деятельности, привести еще больше примеров, подтверждающих одно - лучше не будет. По крайней мере, скоро. К этому надо быть готовым. Что делать простому смертному? Ничего. Главное смотреть на все это открытыми глазами. Чуда не случится, заграница нам не поможет. Система разваливалась десятилетия. Восстанавливать будет труднее, да и нельзя войти в одну реку дважды. Собственно как и все остальное. Дай бог дожить до того замечательного дня, когда все наладится и не страшно будет ни ребенка в школу отводить, ни в больницу на операцию лечь, ни на самолете летать, ни ночью по двору пройти, а это все, как вы сами понимаете, звенья одной цепи.
У меня ребенок через 2 года пойдет в школу, хотелось бы нанять репетитора с сентября 2007г . ГРАЖДАНЕ ОТКУДА ТАКОЙ НЕГАТИВ НАКОПИЛСЯ .КТО ЖЕ ВАС ТАК Мадам НАПУГАЛ?
В защиту! На самом деле в школах далеко не все так страшно и ужасно! Я сама проработала в школе 7 лет, последний год была завучем. (потом в институт переманили ) К молодым сейчас относятся не просто хорошо, а очень хорошо( имею в виду в Москве). Зарплаты тоже не самы е низкие. И образование хорошее, на себе проверено. А те, кто постоянно плачет, мол, денег платят мало, и прочее, прсто лентяи и бездельники. В школе сейчас очень неплохие ставки, и не только для молодых. Другое дело, что везде есть свои скелеты в шкафах. Но стричь всех под одну гребенку не стоит. Не могут быть все учителя плохими и бездарями, по определению не могут. Есть сейчас и такие , которые готовы ночевать в школе, лишь бы деткам было интересно и весело учиться. Все зависит от человека. А если с детьми плохо обращаются, то куда смотрят родители? Ведь есть же управы, куда можно обратиться и проччие организации. так что качественное и комфортное обучение и в ваших руках, родители.
Извините, может быть сумбурно, но уж очень зацепило, хотя ушла из школы больше 4 лет назад уже
__________________________________ Будь девушкой, уверенной в себе,
В своей борьбе, в тропе своей, в судьбе.
В толпе держись, как будто ты одна,
Как будто ты Богиней рождена!
м, из всех воспоминаний о школе (1991-1999 годы) самые плохие - о продленке. ПРЕВЕД, надежда падловна.
__________________________________ DarkElf[11] - В России реальный запрещающий знак только один - большой бетонный блок посреди дороги. Все остальные предупреждающие: возможно за проезд придется заплатить.
Извените за не скромный вопрос .Вы репетиторством не занимаетесь? Мне нужен опытный преподователь русского языка и математики для ребенка 4г.6м.,с сентября 2007г.
В любом случае, отвечаю. Яуже не занимаюсь репетиторством, не хватает физически времени. Работаю в металле
__________________________________ Будь девушкой, уверенной в себе,
В своей борьбе, в тропе своей, в судьбе.
В толпе держись, как будто ты одна,
Как будто ты Богиней рождена!
Всем здравствуйте. Хочу немножко встать на защиту учителей, каковым сама являюсь. Справедливости ради, надо сказать, что работа моя мне не очень нравится. И не потому, что мало платят или я не люблю детей. Просто сама функция воспитания и обучения детей выполняется учителями весьма посредственно вследствие огромного количества никому ненужной бумажной работы... То составь планирование всех предметов на год и распиши работу в ГПД, то нарисуй 185 конспектов уроков, которые Вы, скорее всего, и проводить-то не будете, то придумайте план воспитательной работы, то посчитайте в процентном соотношении успеваемость учеников... то заполните списки того, кто у вас за месяц и сколько раз позавтракал и пообедал, а также выделите среди них тех, кто из многодетной семьи, кто из социально-незащищенной, а кто из обычной, которые, стало быть, платить за кормление должны... В общем, перечислять всего я не буду, просто скажу, что со всеми этими бумажками и волокитой, на саму работу с детьми времени-то не остается...
Еще "радуют" родители... Я понимаю, что многие из вас видят свою сторону медали, и можно тут говорить, что учителя пошли в педвуз только потому, что в другие вузы поступить не смогли, и что мы бывшие доярки и т.д.... Например, когда я поступала в 91 году в МПГУ им Ленина, у нас был конкурс 11 человек на место, и только 1 четверка из трех экзаменов допускалась, чтобы поступить. Я поступила только потому, что прошла конкурс, т.к. еще 2 года до этого училась в педагогическом классе. По-Вашему, учителя необразованы? Будем спорить?
Теперь, по поводу родителей, собственно, почему мне моя работа не нравится. Наш директор школы говорит, что мы своего рода "Камера хранения для детей". Вспомните 80-е годы... Многие из Вас, уважаемые нынешние 30-40-летние ходили на продленку??? Продленка считалась чем-то плохим, "отстойным", извините за грубость... Сейчас на продленку у меня ходит 25 человек из 28. И, что самое удивительное, больше половины мам сидят дома, а забирают детей едва ли не в 6 часов вечера!!!! И это 1 класс!!! Сколько раз мы говорили о том, что первоклашкам тяжело после садика, где с ними и погуляли 2 раза, где они поспали, покушали полдник... находиться в школе в 8 утра до 6 вечера, пообедав при этом в 12.30... У меня создается такое впечатление, что дети своим родителям просто не нужны. Они либо бизнесом занимаются, либо сами собой... Извините, не буду обобщать, конечно, но факты - упрямая вещь... Бабушка одной моей ученицы живет прямо напротив нашей школы - подъезд в подъезд. В октябре месяце, когда было еще достаточно тепло, она вышла на улицу в 4 часа и в течение двух (!!!) часов курила с соседским дедушкой возле подъезда, и только без 2-х минут 6 отправилась за внучкой... И таких примеров масса. Родители даже порой в тетради к своим детям не заглядывают, они считают, что школа научит, и помогать никак не надо.. Я думаю, что если поставить в школах раскладушки , то родители и забирать-то детей своих не станут. Вспомните советские "пятидневки". А летние лагеря в городских школах???? Это же мрак... Ну уважаемые.. Если Вам некуда деть ребенка - ну отправьте Вы его за город, в тот же оздоровительный лагерь, но не в Москве же ребенку сидеть! Я 2 года подряд была начальником городского лагеря и убедилась, что и тут - УВЫ дело не в пользу детей... А знаете почему? Да потому что в городской лагерь путевка стоит 300 рублей на смену, за ребенком приглядят, свозят на экскурсию, 3 раза покормят, а для загородного отдыха придется "отвалить" в районе 15 тысяч... Экономия на здоровье собственных детей... Как печально..
Я могу много еще негодовать, но смысла, УВЫ, просто нет. Так что прежде, чем обвинять учителей в плохом образовании и воспитании Ваших детей, подумайте, а Вы сами все ли для этого делаете? И правильно ли? С УВАЖЕНИЕМ
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах